Поклонный крест установлен на месте захоронения настоятельницы Спасо-Преображенского Сентинского монастыря

HСпасо-Преображенский Сентинский женский монастырь вырос во второй половине XIX столетия из женского скита. Монастырь был утвержден Святейшим Синодом в 1897.

Благодаря устройству здесь женского монастыря древний аланский храм, расположенный на вершине горы Сенты, впервые был отреставрирован и освящен в честь Преображения Господня в 1895. Храм находится на довольно высокой горе в трех верстах от монастыря. Торжественное открытие монастыря состоялось 22 октября 1897. В советские год монастырь был насильственно закрыт, а в последние десятилетия его инфраструктура, ранее использовавшаяся для размещения детского дома, была заброшена. Сегодня отчужденная у Церкви территория пребывает в состоянии разрухи.

Основательницей женской обители можно считать Евдокию Макарову, поскольку с ее именем связан рост и дальнейшее развитие общины.

Евдокия Макарова — сестра милосердия в русско-турецкой войне. Работая во Владикавказском госпитале, узнала о возникшем ските и вместе с послушницей грузинского женского монастыря святого Георгия Евдокией Финенской отправилась туда. По пути к ним присоединились другие женщины. Евдокия Макарова вскоре стала главной среди сестер и обратилась с письмом к епископу Кавказскому и Екатеринодарскому Герману об учреждении женского монастыря у подножия Святой горы с древним храмом. В начале 1891 г. здесь было только 4 сестры. Они собственными руками очистили от мусора и навоза древнюю церковь на горе, служившую сентинцам хлевом для загона скота на ночь. Они сами построили себе каменную келью у подножия горы. Для прокорма своего рабочего скота — слепой лошади и одной коровы — им приходилось доставать корм за 30 — 40 верст, так как вся казенная земля у аула была заарендована сентинцами, относившимися к сестрам враждебно и не дававшими им ни одного клока сена или соломы. Впоследствии же, когда аренда перешла к монастырю, сестры иногда были вынуждены вступать с сентинцами в рукопашные схватки, чтобы оградить возделанные ими клочки земли от потрав и вытаптывания скотом аульных жителей.

Разрешение последовало в 1892 г. К тому времени в скиту находились более 70 женщин. Скит был зарегистрирован как женская община в 1892 году. А по ходатайству Архиепископа Агафодора в 1897 году Святейшим Синодом был утвержден Спасо-Преображенский Сентинский женский монастырь.

Торжественное открытие монастыря состоялось 22 октября 1897 г., на котором присутствовал архиепископ Агафодор. Со времени официального утверждения монастыря Евдокия Макарова, до этого причисленная как послушница к Ставропольскому Иоанно-Марьинскому женскому монастырю с пострижением в монашество, становится настоятельницей образованного Спасо-Преображенского женского монастыря.

К 1895 году число здешних насельниц возросло до 70, и все они несли почти невероятные труды. Им приходилось бурить и рвать динамитом камни, прокладывать дороги, сооружать из камня здания, устраивать мосты, делать кирпичи и класть печи, рубить в страшных пропастях брусья и самим втаскивать на темя высокой, малодоступной горы строительные материалы, необходимые для восстановления находящейся там древней, многовековой церкви (построена одновременно с хумаринским храмом — не позже X – XI веков).

К сожалению, личные особенности первой настоятельницы монастыря Екатерины, ее постоянная война с сентинцами и не в меру властное отношение к сестрам едва не погубили все дело. Недовольные своей настоятельницей, сестры стали уходить из обители, и когда в управление ею, в конце 1900 г., вступила игуменья Раиса, то она застала здесь только 7 сестер, 3 полуразвалившихся домика, кое-как реставрированный нагорный храм, убогую церковь-избу внизу, начатый, но брошенный постройкой двухэтажный каменный корпус, 1 р. 43 коп. наличных денег и долг в 700 рублей.

Прошло только 10 лет, и теперь в монастыре до 300 сестер, трудами которых создается большое культурное дело. За это короткое время безукоризненно и с большим вкусом реставрирована древняя нагорная церковь — замечательный памятник византийского зодчества Х – XI вв.; построены два больших каменных храма с кельями для настоятельницы и сестер, просторная гостиница, домик для священника, лавочка и множество хозяйственных служб. За это же время созданы церковноприходские школа и аптека, которыми бесплатно пользовались все окрестные жители без различия национальности и вероисповедания. Каждый хоть немного пригодный для культуры клочок земли был очищен от камня и обращен под пашню или огород. В самом монастыре, у церкви разбит хорошенький цветник из дешевеньких и скромных, но со вкусом подобранных цветов. Ходишь по монастырю и на каждом шагу видишь в нем образцовый порядок, строгую хозяйственность и — что всего дороже — какую-то особенную, трогательную любовь к этому уголку Тебердинского ущелья и нежную, чисто женскую заботливость о нем. В церквах и в домиках, на дорожках, тропинках и мостиках, в цветниках и огородах — везде опрятно, чисто и вместе с тем скромно. Все в меру, ничего лишнего, ничего показного и бьющего на внешний эффект. Смотришь на эту новенькую обитель, сияющую на солнце своими белыми зданиями вперемежку с зеленью деревьев, и с трудом веришь, что все это, в сущности, создано в 10 лет умом, энергией и замечательным тактом только одной простой женщины — игуменьи Раисы.

Игумения Раиса была погребена на территории созданной ей обители, прямо под алтарной апсидой Андреевского храма.

Со временем от могилы настоятельницы осталась лишь небольшая часть гробницы. По благословению Высокопреосвященнейшего Феофилакта архиепископа Пятигорского и Черкесского настоятельница Свято-Троицкого Серафимовского женского монастыря игумения Антония (Бобылева) с сестрами восстановили ограду и установили поклонный крест на могилу игумении Раисы (Макаровой).

Чин освящения Креста на могиле первой настоятельницы Преображенской обители совершил благочинный храмов Карачаево-Черкесского церковного округа протоиерей Евгений Субтельный. За Богослужением пел хор духовенства округа.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *