Наш дом Кавказ

snimok1Юные потомки казаков все больше интересуются историей своих предков: их традициями, культурой, бытом. Многие задаются вопросом «Когда и как появились на территории современного Баталпашинского отдела Кубанского Казачьего Войска казаки Хоперского казачьего полка?». 17 ноября 2016 года Медведева Л. А., ведущая клуба казачьей молодежи «Любо!», работающего при Медногорской библиотеке, провела час краеведения «Кавказские пленники» для казаков и казачат Урупского РКО. На мероприятии шел разговор об истории верхнекубанского казачества, заселенном правительством в незапамятные времена в верховьях рек Уруп, Большой и Малый Зеленчуки, Лаба. Многочисленные материалы, которые содержатся в Государственном архиве Кубанского казачьего войска, свидетельствую о том, что на территории современного Баталпашинского отдела проживают преимущественно потомки донских казаков, в меньшей степени потомки запорожских казаков и переселенцев различных российских губерний. В XVI-XVIII веках Кавказ был объектом агрессии и ареной ожесточенной борьбы турецких и иранских феодалов, оспаривающих друг у друга господство над этой территорией, сопровождавшейся беспощадным разорением, истреблением местного населения и уводом многих тысяч жителей в плен и рабство. Царское правительство, естественно, не могло позволить, Турции и Ирану утвердиться на Северном Кавказе, и, когда после очередной войны между Россией и Турцией был заключен договор, по которому Кубань признавалась южной границей России, правительство решает укрепить свою южную границу, переселив туда казаков. Медведева Л.А. рассказала своим слушателям о строительстве оборонительных укреплений, крепостей, постов, редутов вдоль реки Кубань, обустройстве Старой и Новой Линий, как и когда были заложены станицы Баталпашинская, Зеленчукская, Кардоникская, Преградная, Сторожевая, Усть-джегутинска,Невинномысская, Беломечетская и т.д. Используя многочисленные данные из архивных документов и книг, поведала о том, что численность населения на Линиях увеличивалась за счет принудительного переселения казаков, с применением, для усмирения непокорных, регулярных войск Военного Министерства, расправа которых была жестокой и беспощадной: над бунтовщиками вершили скорый суд: их пороли плетьми, отправляли на каторжные работы, станицы жгли. Таковы печальные предпосылки переселения казаков на Кубань. Условия жизни ни Линии требовали особого контингента переселенцев. Не зря в газете «Кавказ», издаваемой в Тифлисе в 1846 годуписали о тяжелом положении кубанского казачества: «…Казаки строили себе жилища и обрабатывали поля, не снимая с плеч винтовки,…». На новом месте им все приходилось начинать с нуля, выдаваемые пособия не могли покрыть всех расходов переселенцами.Помимо охраны и обороны границы, на казаков тяжким бременем ложились повинности: сопровождение почты, сопровождение в эскорте важных гражданских и военных чинов, ремонт дорог, мостов и перевязов, сопровождение арестантских команд и рекрутских колонн, содержание больничных изб для солдат, уничтожение саранчи, выделение подвод для земской полиции и проходящих воинских команд, подводная, дорожная, квартирная, содержание сторожей, писарей. Все повинности исполнялись натурой и денежными взносами. Так же прозвучал рассказ о традиционных обрядах, проводимых при закладках новых станиц, при переселении семейств на новые места. Известный историк и краевед И. Бентковский в своей работе «Заселение западных предгорий Главного Кавказского хребта», вышедшей в Екатеринодаре в 1883 году писал, что «…нельзя без сочувствия относиться к бедственному положению казаков, чьи семьи предназначались к переселению. Ради великого принципа и долга службы им предстояла миллионная потеря имущества, заключающегося в весьма ценных, нередко, усадьбах и огромном скотоводстве…». Оказавшись невольными заложниками политики государственной машины, казаки служили,строили дома, мосты, дороги, обрабатывали землю, открывали школы и гимназии, мечтали о вольной и счастливой жизни. Опасной и беспокойной была жизнь казаков, но они считали долгом чести охранять границы России. И не было у них большего богатства, чем казачье достоинство, не было для них большей чести, чем

отдать жизнь «за други своя». Несмотря на тяжелую службу, которая длилась, в общей сложности, долгих 29 лет, житейские трудности, сложные климатические условия, казаки не желали себе другой доли и были верны присяге, которая гласила: «Перво-наперво защищать Родину от лютого врага, честь свою соблюдать, отца-мать слушать и почитать». Минули те времена, когда было правилом искажать историю казачества. Сейчас мы все больше узнаем о наших славных предках, хоперских казаках, и гордимся стойкостью, мужеством и подвигами этого доблестного народа, тесно и органически связанного с прошлым, настоящим и будущим России. Народа, плененного красотой и величием сурового седого Кавказа, который стал ему родным домом. Мы с вами видим, какие благотворные результаты принесло присоединение всего Кавказского края к нашей великой и могучей матушке России. Поэтому любые попытки нарушить эти единство и мир, встречают и будут встречать решительный отпор. Нельзя отдавать врагам не только высоты, но и сердца. Нельзя сдавать без боя нашу историческую память, которую пытаются всеми способами извратить, пытаются замолчать наши многовековые традиции дружбы и братства. У нас единая судьба с Кавказом. И в доблести, и в горести, и в славе. Давайте будем помнить об этом всегда!

Медведева Л. А.snimok

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *