В документах, датированных 1825 годом уже упоминается Ахмет-Гора. В то время Ахмет-Гора находилась на территории владений турецкого султана (граница между Российской и Османской империей проходила по Кубани).
В 1861 году у подножия горы была основана станица Псеменская Верхнелабинской линии Майкопского отдела, которая не сохранилась до наших дней.
Здесь же проходила дорога в Грузию. Грузины по адыгски — Курдж, а потому и место называли Курджиновская поляна.
Кстати, Курджиново, как поселок, по крайней мере до 1938 года, так и назывался — Курджиновская поляна.
Существует другая версия, по которой Курджиново было названо в честь революционера Курмана Курджиева. Еще версия, по-карачаевски Курджин (Хуржин) — карман, вещмешок. Кто-то видит между гор нечто похожее на эти предметы.
Момент основания Курджиново считается 1934 г. С этого года оно входило в состав Мостовского района Краснодарского края.
В 1953 г. был образован Псебайский район Краснодарского края, куда вошло и Курджиново. В 1957 году из депортации были возвращены карачаевцы и была восстановлена Карачаево-Черкесская автономная область. В нее вошло ущелье Большой Лабы. Курджиново вошло в Преградненский район КЧАО, которая, в свою очередь, входила в Ставропольский край. Активное заселение началось 50-60 годах. Народ съезжался со всего Советского Союза.
В 1963 году район был переименован в Урупский — с районным центром Преградной.
Законом РСФСР от 3 июля 1991 года КЧАО преобразована в Карачаево-Черкесскую Советскую социалистическую Республику в составе РСФСР.
В декабре 1992 года в целях совершенствования конституционного законодательства, это название было заменено на Карачаево-Черкесская Республика.
Курджиновское сельское поселение образовано законом Карачаево-Черкесской Республики от 07.12.2004 №42-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований на территории Урупского района и
наделении их соответствующим статусом». В состав Курджиновского сельского поселения входят населенные пункты: село Курджиново, село Псемен, поселок Азиатский, поселок Рожкао. Административным центром Курджиновского сельского поселения является село Курджиново. Наименование «Курджиновское сельское поселение» и «Курджиновское сельское муниципальное образование» равнозначны.
Когда в 1993 году было принято решение об образовании в селе православной общины многое изменилось в сознании людей. Пришло в русский язык и новое понятие — «новомученики Церкви Русской», так собирательно называли всех, кто в годы гонения от безбожных властей пострадал за Православную Церковь.
В селе никогда не было храма, но многие жители особенно почитали новомучеников, храня в своих сердцах воспоминания о страданиях тех, кто отдал жизнь за Православную Веру и Отечество. Жители села выбрали своим небесным покровителем недавно прославленного (1989 год) Святителя Тихона патриарха Московского и всея России.
В общине не было даже иконы святого Патриарха. Его первый образ передали для курджиновцев верующие Православной Церкви за границей. Образ и сегодня хранится в храме, его легко узнать ведь надписи на иконе сделаны на английском языке.
В Престольный праздник Божественную литургию в свято-Тихоновском храме совершил благочинный храмов Южного Карачаево-Черкесского церковного округа протоиерей Евгений Субтельный.
По окончании Крестного хода, поздравляя жителей Курджиново и приехавших на праздник паломников, священнослужитель передал всем благословение Высокопреосвященнейшего Феофилакта архиепископа Пятигорского и Черкесского и поздравления Владыки с Престольным днем. Поздравил верующих и атаман Баталпашинского отдела Кубанского Казачьего Войска казачий полковник Виктор Бородкин.
По окончании Богослужения для всех была накрыта праздничная трапеза.
Настоятель храма
Сельская газета Новопокровского района Краснодарского края #0 — Сельская газета
Фото: selgazeta.ru
Свято-Покровский храм станицы Новоивановской – наиболее значимый памятник истории Новопокровского района. Его судьба во многом схожа с судьбами наших земляков, переживших политические катаклизмы двадцатого века. Уберегли храм от разрушения Бог, жители станицы Новоивановской и священнослужители.
В 2005 году Указом управляющего Екатеринодарской и Кубанской епархии митрополита Исидора № 108 от 23 июня 2005 года иеромонах Сергий (Акинтиков) принят в клир Екатеринодарской и Кубанской епархии и назначен настоятелем Свято-Покровского храма (так стали именовать местные жители храм святителя Николая Мирликийского с начала его восстановления). С его приходом заметно оживилась жизнь в храме и активизировалась работа по его восстановлению.
Отец Сергий (Акинтиков Семен Иванович) родился 3 августа 1936 года в православной семье. Его отец Иван Иванович и мать Мавра Михайловна проживали в то время в селе Якушовке Мачушанского района Сталинградской области. Жили без особого достатка, но счастливо. Кроме младшенького Семы, в семье были дочь Анисия 1922 года рождения, сын Павел 1931 года рождения и сестра Мария 1933 года рождения. Семья была дружной, трудолюбивой и авторитетной в селе.
В конце 30-х годов в стране усилились гонения на православных. Иван Иванович Акинтиков был церковным старостой. За этот «грех» перед местной властью в 1939 году его семью выслали в поселок Курджиново Ставропольского края. Это забытое богом место было расположено в 250 километрах от города Ставрополя на северных склонах Кавказских гор и левом берегу реки Лабы. Кругом лес, дикие звери. В поселке – чужие люди. Но трудолюбивая семья быстро свыклась с трудностями. Иван Иванович стал работать мастером на лесозаводе. Старшие дети учились в школе. Мавра Михайловна воспитывала детей, вела домашнее хозяйство. Их быт налаживался.
В 1955 году Семена призвали в Советскую Армию. Он служил пограничником на Чукотке, охранял рубежи Советского Союза в районе Берингова пролива. После трех лет службы Семен Иванович поступил на заочное отделение в ростовский строительный техникум.
В 1960-м семья Акинтиковых переехала на Кубань в станицу Курганную (с 1961 года город Курганинск – прим. И. Бойко). Здесь судьба свела Семена Ивановича со знаменитым архиепископом Антонием Михайловским, который только что освободился из заключения за религиозные убеждения и направлялся в город Сочи. Проводница поезда подсказала ему, что по пути на одной из станций его снова арестуют, и помогла ему незаметно сойти на переезде, расположенном вблизи Курганинска. Добравшись до города, он попал в семью Акинтиковых, которая помогала ему пережить заключение. Встретили его хорошо, хотя сами жили в тяжелых условиях: небольшой старенький домик, прикованная к постели мать… Сестра Семена Ивановича рассказала Антонию о болезни матери, о том, что врачи никак не могут излечить пораженную ранами ногу и назначают ампутацию. Архиепископ осмотрел ногу больной и спросил у нее: «Веруешь, что Бог тебе может помочь?». «Верую»,— ответила она. Антоний снял висевшую перед иконами лампадку, налил из нее немного масла в руку и помазал им ногу Мавры Михайловны. На другой день, осмотрев раны, велел больной помазать ногу кремом «Идеал». И свершилось чудо: нога через время зажила и не беспокоила до самой смерти. На Семена чудесное исцеление матери через веру произвело большое впечатление: он окончательно убедился в Божьей силе.
Встреча С. И. Акинтикова с владыкой Антонием сыграла важнейшую роль в выборе его пути. «Однажды,— вспоминает отец Сергий,— сидели за чаем, беседовали. И владыка предсказал всю мою жизнь, но говорил как бы не обо мне, а о другом человеке. Он рассказал, что со мной будет, какие я буду иметь преткновения, искушения. Говорил нехотя, как будто стесняясь своего пророчества. И все сбылось».
В 1967 году Семен Иванович принял обет монашества. А в 1976-м состоялось рукоположение в иеромонахи. Провел его знаменитый архиепископ Антоний Михайловский.
Через несколько лет по благословлению митрополита Зиновия Мажухи Акинтиков прибыл в Иосифо-Волоцский монастырь Московской области. Там пробыл до 2005 года. А после был назначен настоятелем Свято-Покровского храма в станице Новоивановской.
В 2006-м под его руководством провели работы по воссозданию центрального купола, южного и правого приделов, трех утраченных крестов, шатра и кровли над алтарем, стен и крыши хоров, усилению несущих конструкций здания, реставрации витражей и кирпичных поверхностей и т. д.
Также много было сделано в 2008 году. 22 мая освятили правый придел святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Начались работы по восстановлению левого придела – новомучеников российских и центрального придела – Свято-Покровского храма.
В 2009-м готов северный придел новомучеников российских, изготовлены иконостасы в северном и центральном приделах.
В 2010 году продолжилась реставрация во внутренних помещениях. К храму проложили дорогу, благоустроили и озеленили территорию.
В 2011-м произведены ремонт фасада храма и отделочные работы на колокольне, заменили витражи по всему периметру здания.
В 2012 году восстановлен уникальный резной иконостас центрального придела, установлены изготовленные по старинным эскизам ворота храма и калитка.
С началом возрождения храма многие жители станицы заметили обновление сохранившихся икон. Казалось бы, навсегда потерявшие божественные лики, они вдруг начали мироточить и обновляться. А через время прихожане увидели образы Божией Матери и Иисуса Христа.
Уникальную икону Господа Вседержителя (на ней у Господа изображены три руки), выполненную на металле, принесли в храм, свернутую в рулон. Развернув ее и увидев почти полностью исчезнувший образ, решили, что в храме ей не место. Икону оставили в приделе, где шел ремонт. Со временем она скрылась под стройматериалами. Но однажды о ней вспомнили, нашли и увидели возродившийся образ Господа Вседержителя. Сейчас эта чудотворная икона находится на одном из самых видных мест центрального придела храма.
Чудесные обновления икон в храме верующие воспринимают как знак милости Божией, призыв к покаянию и усердной молитве. И, зная о чудесных проявлениях в храме, в станицу Новоивановскую едут помолиться из самых дальних мест.
Всеми восстановительными работами руководил, а некоторые выполнял самостоятельно отец Сергий. Он проверял работу реставраторов, взбирался на самый верх храма по несколько раз в день, а ему в 2005 году было уже 69 лет.
Многое в храме было сделано его руками. Благодаря ему находились люди, жертвующие на восстановление храма значительные средства и помогающие вести ремонт. Добрые отношения у отца Сергия установились с бывшим директором новопокровского сахарного завода Владимиром Владимировичем Хариным (сейчас он возглавляет выселковский сахарный завод), который безвозмездно помог выполнить значительную часть ремонтных работ и до сих пор заботится о храме.
Восстановить жизнь храма – это не только привести в порядок его здание, но и воскресить очерствевшие за годы оголтелой атеистической истерии души людей. Игумен Сергий делает все для того, чтобы как можно больше жителей станицы искренне уверовали в Бога, убеждая станичников, что это сделает души просветленными, а их счастливыми.
16 сентября 2012 года храм торжественно отметил столетие. Недавно изготовили и установили колокола.
Сегодня в Свято-Покровском храме регулярно бывают не только местные прихожане, но и православные из многих городов и станиц. Это необычный храм. В нем много света, который непрерывным потоком устремляется с небес через великолепные витражи, отражается от чудом обновившихся стен, ликов святых.
Спасибо за информацию, но что Вы конкретно хотите от нас?
Ваша история поселка Курджиново не верна. Никакой Курман Курджиев не имеет отношение к этому месту. Там вообще нигде нет ни одного карачаевского названия так как они там никогда не жили и появились там после авантюры Хрущёва. И грузины тоже не имеют отношения к имени населенного пункта. И не какой карман тоже не причем. Если бы было бы так то поселок назывался бы «Курджиев» или «Курджиево» а он почему то называется Курджиново. Чисто по русски так.
На счет православных храмов. Утверждать, что там ничего ни когда не было то же не совсем верно. Между Мостовой поляной и Псеменовской был целый монастырь, рядом со Святым источником. По всей округе были монашеские скиты, где жили монахи отшельники. А на нынешней улице Серегиной по преданию был когда то, то ли скит то ли монастырь. На этом месте в последствии, естественно когда уже была обычная улица поселка, родился и жил некоторое время православный поэт Тащенко.
Поселок получил свое имя от казака по прозвищу Курджин. Там был его хутор. Казак был родом из ст.Губской. Потому и Курджиново. Не больше и не меньше.
Все названия местности вокруг имеют дигорское происхождение.
Место там не обычное, богатое историей, правда местные люди ни когда особо не обращали на это внимания, даже проходя каждый день мимо той истории. Как мимо трех камней на улице Подгорной, в центре поселка. И так далее.
Нашими предками земля та намоленная и нам святая. Святой ее считают и пришлые язычники.
Смотрю моего комментария нет… Стало быть модератор не пропустил. По какой причине на почту не сообщил.
Нехорошо это выглядит, тем более для православного сайта. Как это всё выглядит комментировать не буду, думаю сами понимаете, братья православные. Или забыли, «если кто прибавит», «и если кто отнимет». Или наивно думаете, что это относится только к священной истории.
Не пишите лучше ничего про Курджиново, так будет гораздо легче, или только правду.
Прошу прощения. Вижу все свои комментарии. Видимо какой то сбой был в интернете. Как убрать не нужный комментарий не знаю. Надеюсь модератор не обидится и наведет порядок. Еще раз искренне прошу прощения..
Лет так 10-15 назад у Курджиново был свой собственный сайт, не нынешний государственный. На там сайте, если не ошибаюсь конечно, сообщалось, что название Курджиново связано именно с Грузией. Курджиновская поляна была точкой сбора местных горцев после Кавказской войны, которые не желая покорятся России, переселялись в Турцию (мухаджиры). Переселение шло сначала отсюда к морю, морем в Грузию, оттуда в Турцию. Там описывалось и возникновение названия скалы Ахмет-Кала.
Али…Каким образом Курджиново может быть связано с Грузией. Вернее с названием Грузии на одном кавказском языке далёким от нахождения Курджиново?
Далее, дорога к морю из Курджиново как таковая отсутствовала. Была тропа которая работала только в июле — августе, в остальное время там был снег.
Этой тропой пользовались еще мои предки (мать, отец, дядьки, деды), когда ходили к своим родным на Псху. Ранее там ходили абхазы, которые воровали людей в наших станицах и вырезали наши станицы. Но это быстро закончилось с помощью небольшого отряда русской армии. Переселять людей, женщин с детьми и стариков этой «дорогой» мягко говоря почти не возможно.
Далее, насильно черкесов никто не переселял. Но подданые турецкого султана, по сути верные ему турки, не могли жить на территории России. Был выбор, жить вольно черкесами, или турками но в турции. Некоторое черкесское меньшиство решило быть турками. С ними и обращались потом как с турками, отбирали детей и запрещали родной язык. Но это другое…
Далее, никакой Ахмет-Калы нет. Есть Ахмет-скала и есть она только в русских преданиях а не в черкесских и тем более карачаевских. Да же если черкесы и помнили когда об этом событии, то оставшимся в России черкесам прыгнувший со скалы был чужим, так как тогда был сильный раздел между оставшимися и уходящими, по сути лютая война.
Это потом разные серы уркварты написали кавказцам свою историю, чтобы война на Кавказе была вечной. И всё это успешно забылось.
Названия мест и рек вокруг Курджиново ас-дигорские и понятны только осетинам дигорцам. Когда русские обживали эти земли там ни кого уже не было. Ниже по течению обоих рек Лаба много курганов (захоронений), в горах их плохо заметно. Курганы присущи только культуре славян и осетин (скифов, сарматов). Так, что мы всегда были вместе одним целым. И сейчас выживем только вместе. Уйдут русские с Кавказа уйдет и мир. Придут те которые травили нас войной всегда. Если это случится то не останется кавказских народов и исчезнут их языки и песни. Так, что выбирайте. Русь будет всегда, будет Кавказ или нет зависит от вас.